Детско-родительские проекты в детском саду
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека,
когда происходит становление личности, «закладываются основы
физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной
организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО) сотрудничество педагогов и
родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами
дошкольных образовательных учреждений.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и повышение культуры педагогической
грамотности семьи.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей -
установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности
делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста
осуществляется в основном:
- через приобщение родителей педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни
образовательной организации;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе узнать специфику организации,
знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и
родителей.
Ещё одной из форм сотрудничества родителей и педагогов ДОУ
является проектная деятельность.
Особенность детско - родительского проекта заключается в том, что в
проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор
материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации
раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в
воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощью, поддержкой ребенку и педагогу в
процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными
участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический
опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и достижений ребенка.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает
различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь
ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и
ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности
ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и
взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить
взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.
Детско-родительские проекты дают положительные результаты. Большинство
родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания
своего ребёнка, о которых они раньше не задумывались. Они готовы к
сотрудничеству и доверительности, не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
малыша.
В свою очередь у детей наблюдаются отчетливые позитивные
изменения в познавательном, коммуникативном, художественно -
эстетическом и физическом развитии, которые выражаются в стремлении
к выполнению оригинальных работ. Существенно изменяются
межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного
взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к
различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях
между детьми и родителями.
Таким образом, использование метода проекта, в работе с
воспитанниками и родителями способствует повышению самооценки
ребенка, уверенности родителя в организации образовательной
деятельности с детьми дома.